Шопинг в Северной Корее. Что предлагают купить туристу в самой закрытой стране мира?

Автор материала: Александр Хитров

Что вы знаете о товарах из Северной Кореи? Лично я, до того, как побывал в Пхеньяне, не знал ничего. Мне казалось, будто все, что производят в закрытой стране, остается в стране. Во время поездки выяснилось, что Северная Корея не только производит товары на экспорт, но и покупает все, что необходимо, у других стран, даже у недружественных. На улицах мы видели американские автомобили, на прилавках магазинов виски из США, южнокорейское пиво и прочие вкусняшки.

Все магазины, которые мы посетили, были «специальными» для иностранцев. Искать магазины для местных не было времени, а сбежать от гида тем более. Но все равно расскажу подробнее, что еще мы там увидели.

Расчет в магазинах только за доллары, евро или юани. Никакая другая валюта в Северной Корее не котируется. Курс для нас был простым — 100 вон равнялись одному доллару. Впрочем, как позже выяснилось, с курсом нас надули. Официальный на тот момент составлял 900 вон к 1 доллару. Конечно, об этом наша группа узнала уже по приезде в Россию.

Местные деньги за всю поездку я так и не видел. В одной из сувенирных лавок можно купить старые воны, а вот новых нигде нет. Либо их прячут от иностранца, либо товары отпускают местным по карточкам.

Цены в магазинах сильно разнились. Где-то мы могли купить бутылку местного пива за $1,8, а где-то за $1,45.

Первым магазином, что я посетил, был супермаркет на первом этаже гостиницы. Там можно купить все: сигареты, продукты, алкоголь, бытовую химию, одежду, сувениры, канцелярию, средства гигиены и так далее. Расплачиваешься за валюту или по безналу. Местные в этом магазине не затариваются. Но я не уверен, что им вообще разрешено заходить в отель.

На втором этаже гостиницы находится магазин с различной литературой, значками, открытками, прессой и сувенирами. Цены, скажу вам, не демократичные. Но можно и раскошелиться за эксклюзив. Книги, в основном, об истории становления КНДР, о великих вождях, много литературы об идее чучхе.

В Пхеньяне есть огромный торговый центр с классическим названием — Универмаг № 1. Наверное, каждая туристическая группа должна посетить эту «достопримечательность» и оставить немного валюты.

Первый этаж самый людный: очереди на кассе, бегающие пионеры, богатый выбор товаров. Здесь есть продуктовый магазин, отдел с парфюмерией и сигаретами (сюда и стояла очередь). На втором этаже интереснее: бытовая техника, посуда и другие товары для дома. Народу здесь было поменьше, да и присутствие иностранца вызывало у местных какое-то нездоровое удивление. Третий этаж порадовал однообразно-серой и черной одеждой и отделом с детскими игрушками.

На шее у меня, как обычно, висел фотоаппарат. Снимать запретили сразу, как только мы зашли в здание. Через гида-переводчика мы объяснили, что наша группа в пресс-туре — как мы напишем о Северной Корее без фотографий? Спустя некоторое время добро на съемку мы все-таки получили. Правда, от вызванной управляющей, а когда она ушла, запрет снова оказался в силе. Пришлось снимать исподтишка на видео. И если на первом этаже на нас особо не обращали на это внимание, то на втором и третьем дела обстояли куда серьезнее.

Универмаг №1

Думаю, мы просто «нарвались» не на ту смену. Я видел в репортажах разных лет фотографии, сделанные в этом универмаге. Так что нам просто не повезло. Да и я не особо люблю лезть на рожон. Тем более в мыслях постоянно всплывала новость про арестованного американского студента.

Помимо универмага нам показывали фирменный магазин со спортивным товаром. Покупателей в нем не было, оно и понятно, ценник совсем не для зарплат северокорейцев (кстати, какие в стране зарплаты?). За пару сотен долларов в этом магазине можно купить новенькие кроссовки Nike или Asics. А еще там были теннисные ракетки, мячи, сумки, одежда и даже добротные тренажеры. Кажется, что это был не магазин, а просто музей.

Классические магазины с косметикой и сувенирами мы тоже не обошли стороной. В одном из них, как только мы переступили порог, продавщица начала метаться по залу и включать везде освещение. До этого, видимо, сидела в кромешной тьме.

Когда мы перемещались на автобусе, из окон видели множество ларьков: с продуктами, водой, цветами и фруктами. К ним нас не пускали, да и вообще все наши передвижения были ограничены и регламентированы. И со съемкой беда. Не везде, но все же.

Выбор товаров для иностранцев крайне скуден, и нужны они только в качестве сувенира из одной из самых закрытых стран мира. Покупать что-то практическое, наверное, нет смысла. Я привез много интересного: значки, комиксы, несколько книг и путеводителей, небольшую вазу для аромапалочек, наборы с косметикой, пару блоков сигарет и, конечно, местный алкоголь.

Одним из кураторов нашей поездки был мистер Чон. Судя по всему, он крупный бизнесмен, быть может, даже кто-то из партийной верхушки. Мистер Чон показывал свои фабрики: на одной декорировали витражи, на другой разливали какое-то целебное зелье. Каждому из группы дали попробовать по маленькому глотку этого эликсира молодости, настоянного на секретных травах. Сказали, что один глоток делал нас моложе на 25 лет.

А еще группе показали целый ассортимент сладостей, которые планируют пустить на экспорт. Именно их привозил в 2019 году мистер Чон на ярмарку товаров Северной Кореи, которая проходила на набережной Спортивной гавани во Владивостоке. Думаю, в следующий раз они тоже приедут и привезут уже что-то новенькое. Если вам представится возможность побывать там — сходите, не пожалеете.

Все билеты и отели на OneTwoTrip.com