Поход на Лысый Дед: великолепные виды и кладбище военных самолётов

Текст: Вадим Шкодин
Фото: Александр Хитров

Самый восточный и самый удаленный от цивилизации «тысячник» Ливадийского хребта Лысый Дед по вполне понятным причинам уступает в популярности другим вершинам данного горного массива. Да и нет в Приморье вершин, которые способны на равных конкурировать с Пиданом и Фалазой по уровню интереса туристов. Вместе с тем, и их скромному собрату по хребту есть чем удивить даже самых бывалых восходителей, ведь за этим горным пиком с середины прошлого века водится слава «горы-убийцы» военных самолетов. И неспроста: за одно десятилетие (50-е годы прошлого века) с перерывом в несколько лет на его склонах трагично погибли три военных самолета. По иронии судьбы самолеты были разных семейств, а причина гибели каждого из них не была похожа на фатальный исход другого. «Ничего удивительного,» — скажут те, кто хорошо знаком с историей этих мест. Ведь знают, что в советское время неподалеку базировались военные самолеты ТОФ, а значит, и летали они над горой очень часто и, что поделать, падали. И были бы правы, если бы военные аэродромы были только здесь, а Лысый Дед был бы единственной вершиной такой высоты на всю округу. Но военных аэродромов в советское время в крае было пруд пруди, да и высоких гор в непосредственной близости полно. Но все три упали именно на склоны Лысого Деда. Что тут скажешь, мистика да и только.

С тех, уже давних, времен самолеты здесь больше не разбиваются. Останки тех, кому не повезло в 50-е, стали главной достопримечательностью горы, объектом паломничества туристов. Не обошел соблазн прикоснуться к следам былых трагедий и нас. Оставалось только до них добраться, что мы и сделали. Но по порядку.

В этот поход команда «Приморской высоты» снова отправилась в усеченном составе — Даша не смогла в этот раз пойти с нами.

Отряд потерю бойца заметил, но выбирать не приходилось. Но, как это уже бывало не раз (и это, считаю, очень хорошо), на штурм Лысого Деда мы отправились не одни.

Во-первых, к нам снова примкнул видеокудесник и тибетский странник Дмитрий Калинин, топтавший с нами склоны и вершину хребта Большой Воробей в начале марта.

Во-вторых, захотел пойти с нами (и, как показалось, позже пожалел об этом) оператор телеканала ОТВ-Прим Платон Волков. Но и этими двумя достойными мужами список желающих пройти до вершины одной тропой с нами не ограничился. В прошлом походе наБольшой Воробей наши дорожки (а, точнее, одна, ведущая к вершине) пересеклись с ребятами из сообщества «Фритур». Их подход к совместным путешествиям, основанный на принципах объединения усилий незнакомых людей ради достижения единой цели, пришелся нам по душе. И там же мы пообещали, что обязательно организуем совместный поход в горы. Ждать, как понимаете, долго не пришлось. Идти с нами на Деда захотели сразу четыре участника этого прекрасного сообщества. А мы были только рады.

Гора: Лысый Дед, 1120 метров.

Варианты подъема: самых популярных два — в лоб (3 км от подножья), в обход — по южному склону с выходом на хребет — 6 км.

Как добраться из Владивостока: только автомобиль. 126,6 км до села Моленый Мыс + 5-7 км до подножья по лесной дороге (2,5-3 часа).

Команда 1: Александр Хитров, Вадим Шкодин, Дмитрий Калинин, Платон Волков.

Команда 2: Сергей Кочергин, Анастасия Чернега, Тимофей и Илья.

Дата: 18.03.17 — 19.03.17, 32 часа.

Снаряжение: палатка Red Fox Arctic Fox V2, спальники пуховые Red Fox Yeti-40 left (3 шт.), спальник на -20, туристические коврики Red Fox Pro Mat Light 150x51x2.5 (3 шт.), туристическая «пенка» (1 шт.), рюкзаки (60l, 60l, 80l, 100l).

Одежда: Куртка утепленная Red Fox Malamute мужская (2 шт.).

***

Еще не отсчитали мои часы половины седьмого утра, как три бравых автомобиля (Nissan Bluebird и два Suzuki Jimnу) теплым субботним утром дружной колонной повезли нас в направлении села Моленый Мыс. Нелегкую судьбу этого села и его жителей красочно описывал в одном из своих материалов Александр Хитров, поэтому описывать колорит этого населенного пункта не буду. Скажу лишь, что дорога до него, терпимая еще год назад, сегодня окончательно убита техникой прокладчиков газопровода неизвестно куда, и нашему «Блюбёрду» пришлось очень несладко при передвижении по ней. Впрочем, преодолев это минное поле, железный конь был вознагражден за сей подвиг заслуженным отдыхом: раскидав вещи и себя по внедорожникам наших спутников, дальше мы двинулись без него.

Спустя 5-7 км пути наш отряд припарковался на небольшой полянке, где лесная дорога упирается в извилистый ручей и здесь же заканчивается. Отсюда начинается и тропа на вершину. Точнее, должна была начинаться, в чем убеждали нас записанные треки навигационных программ на телефонах спутников. Пока же глаз не мог выцарапать в окружающей местности и намека на тропинку: недавно наведавшийся, судя по признакам, снег, сегодня мокрый и вязкий, лежал нетронутым полотном. Впервые за весь проект нам предстояло пробивать тропу самостоятельно, сверяя направление своего движения с навигатором.

«Тропить» первым выпало мне, и, скажу честно, это довольное непростое занятие, отнимающее много сил за короткое время. Однако и в таком трудозатратном деле есть свои плюсы. В частности, сложность передвижения заставляет «тропящего» тщательно оценивать местность, на уровне чутья выбирать направление, где можно пройти с минимальным «погружением» ног в мокрый и вязкий снег.

Спустя минут сорок, несколько раз сменив «тропящего», наш отряд в лоб по южному склону вылез на нужный хребет. С трудом продравшись сквозь заросли кустарника, а после утопая по пояс в снегу, мы медленно, но верно продвигались по следам очередного несчастного забойщика. Говорю так, ибо каждая очередь «тропить» вызывает исключительно такие чувства.

Первый полноценный привал дал нам не только возможность подкрепиться чаем из термоса и бутербродами, но и немного облегчить дальнейшее передвижение к вершине. Дело в том, что следом за нами все это время шли члены туристического клуба «Клетка». Поприветствовав нас, эта группа, вооруженная снегоступами, к нашей общей радости прошла вперед, оставляя за собой хорошо утоптанную тропинку. Первыми по ней двинулись Тимофей и Илья, которые ночевать на вершине не собирались, а потому, в отличие от нас, шли почти налегке. Вскоре выдвинулись и мы.

Стоит сказать, что счастье ходьбы по утоптанному снегу было совсем недолгим: пройдя около километра, участники «Клетки», сбросив рюкзаки, свернули налево, оставив нас один на один с наметенными сугробами.

Как я узнал позже, путь наших предшественников лежал к обломкам одной из трех самолетных жертв Лысого Деда — реактивному истребителю МиГ-17Ф.

Этот «воздушный хищник» нашел свой приют на северном склоне горы в 1957 году, замкнув триаду авиационных катастроф на Лысом Деде. Примечательно, что рулевой МиГа успел катапультироваться из пикирующей машины, благодаря чему выжил.

Нашей группе снова предстояло пробивать тропу самостоятельно, чем мы и занялись, собрав остатки воли и сил на финальный рывок. С приближением вершины затяжные подъемы становились все длиннее, а сугробы глубже. Вперед уже никто не рвался, боясь невзначай стать очередным забойщиком.

Спустя еще час пути мы, наконец, дошли до важного ориентира, указывающего, что до вершины осталось совсем немного. Этим ориентиром были обломки торпедоносца Ил-28Т, разбившегося здесь со всем экипажем в феврале 1955 года из-за плохих погодных условий. Самолёт пропал без вести, и лишь спустя много лет гостям Лысого Деда удалось обнаружить его обломки и останки членов экипажа, которые впоследствии были захоронены с воинскими почестями. Обломки машины до сих покоятся неподалеку от вершины: хорошо сохранившееся крыло и какие-то запчасти двигателя или шасси.

Оставив погибший самолет в покое и пройдя еще с сотню метров между великолепных елок, я наконец-то увидел вершину, до которой оставалось не больше 300 метров. Буквально тут же, среди елок, мы приметили великолепную полянку, годную для разбивки лагеря. Сбросив ненавистный груз и наслаждаясь наплывшим облегчением, мы не спеша преодолели остаток пути, выйдя на частично укрытую снегом голую вершину с огромным тригопунктом посередине. Были здесь и часто встречающиеся на популярных вершинах самодельные мини-монументы и памятные таблички, которые кто-то в честь кого-то установил. С вершины нам открылись чудесные виды: морское побережье, Фокинское водохранилище, а также другие вершины Ливадийского хребта. Надышавшись «вершинным» воздухом, сделав фото и отпечатав в памяти открывшийся великолепный пейзаж на 360 градусов, мы не спеша спустились в лагерь.

Попрощавшись с нами, Илья и Тимофей отправились в обратный путь, а мы занялись установкой палаток. В нашей большой палатке расположились я, Саша, Дима и Платон, в маленькой — Настя и Сергей. Когда лагерь приобрел оформленный вид, мы заготавливали дрова, жгли костер, готовили ужин. Вечер провели, обмениваясь впечатлениями и планами на будущее, запивая эту прекрасную смесь глотком горячего чая. Ночь выдалась теплой и спокойной, как и утро, рассвет которого я, Саша, Сергей и Настя отправились встречать на вершину. По возвращении пили много чая, после чего спешно засобирались в обратный путь. Дорога была легче и приятней. Там, где вчера один из нас оставлял последние силы, проделывая тяжелой и мокрой ногой очередную дырку в глубоком снегу, сегодня красовалась хорошо утоптанная и нами, и туристами из «Клетки» снежная магистраль.

Такой же хайвей «Клетка» оставила и в направлении вышеописанного истребителя МиГ-17Ф. Избыток сил и любопытство повели нас по этой тропе, которая оказалась неожиданно длинной и серьезно уходила вниз. Значительный путь пришлось нам проделать, пока мы не уткнулись в останки самолета. Особенно колоритной и лучше всего сохранившейся деталью оказался хвост погибшего истребителя.

Удовлетворив любопытство, мы двинулись в обратный путь, в горку. Немало сил отнял у нас этот подъем, хоть и проходил налегке.

Настало время поведать вам историю самого первого погибшего здесь воздушного судна. Трагедия разыгралась ночью 3 декабря 1954 года над акваторией залива Петра Великого. Группа торпедоносцев Ту-14Т возвращалась с учебных полетов над морем. Самолёт одного из летчиков немного отстал от группы, и был засечён радарами ПВО. С земли неоднократно пытались связаться с летчиком, но безуспешно. По всей видимости, на самолете отказали сразу и система опознавания, и радиосвязь. Не получив ответа на запросы, на земле решили послать к неопознанному самолету группу дежурных истребителей МиГ-15 ВВС ТОФ. Ведущий группы, сблизившись с Ту-14Т, в темноте по ошибке принял звезды на фюзеляже торпедоносца за натовские. Решив, что данный самолет ничто иное, как американская «Канберра», командир группы открыл огонь на поражение. Ту-14Т загорелся и упал на сопку. Лётчики МиГов ушли на аэродром и лишь спустя некоторое время узнали, что случайно подбили своего. Пилот торпедоносца погиб.

Вернувшись к группе, мы продолжили обратный путь. В какой-то момент тропинка разделилась на две – нашу и ту, что оставила «Клетка». Иногда тропинки сплетались обратно в одну, чтобы чуть позже снова разойтись. Эта раздвоенность в конце концов сыграла с нами злую шутку, заодно и преподав нам прекрасный урок. Случилось это, когда мы дошли до того места, где поднимались на хребет в лоб. В этом месте тропинка снова раздвоилась, и нам предстояло решить возвращаться или по своим следам, или пойти по чужой тропинке. Увы, мы выбрали второе и вскоре сильно об этом пожалели. Чужая тропа уводила все дальше от полянки, откуда накануне начинался путь наверх. Следуя точке на телефонном навигаторе, которые, надо сказать, бывают весьма неточны, мы решили срезать путь, спустившись к указанной точке напрямую. Больше часа по пояс в снегу мы сначала шагали вниз, потом долго шли по ложбине, пока не поняли, что «упали» не в тот распадок. Нужная низина находилась по ту сторону хребта, как и заветная полянка с желанным транспортом. Наконец найдя ориентиры, мы обошли сопку по периметру, наткнувшись на старую лесовозную дорогу. Она и вывела нас к той самой дороге, по которой мы добирались до подножья. От заветной полянки нас тогда отделяли три километра. Пока Сергей ходил за машиной, мы варили чай и обсуждали поход. Несмотря на казус в конце, он получился очень славным. Даже досадная ошибка с распадком не могла его омрачить. Каждый из нас из этой ситуации вынес правильный вывод: никогда не ходите по чужим следам, когда видите свои. И не только в лесу.

ВНИМАНИЕ! Зимние походы в горы с ночевкой требуют наличия соответствующей экипировки! Минимальный набор включает в себя штормовую палатку, зимний пуховый спальник с температурными параметрами не менее -20 °C, набор сменной теплой одежды, запас продуктов. Планируя поход, обязательно ознакомьтесь с прогнозом погоды (в том числе, ночными значениями) для места, в котором собираетесь ночевать. Обязательно оповестите родных и друзей о маршруте своего похода и его продолжительности, договоритесь о времени выхода на связь. Заранее сопоставьте возможные сложности со своими возможностями!

О проекте:

В течение года мы поочередно покорим 20 вершин, среди которых как хорошо известные многим приморцам популярные горы: Пидан, Фалаза, Чандалаз, Воробей, Ольховая и другие, так и совершенно новые, еще не видевшие массового туриста высоты.Все они будут досконально изучены, отфотографированы и описаны нашей творческой командой. Мы расскажем, как с минимальными затратами сил, времени и денег и при этом безопасно покорять желанные вершины. Покажем, для чего нужно их покорить, укажем безопасный путь к каждой. Поможем выполнить норматив почетного звания «Приморского барса» — покорителя 10 главных вершин края. Откроем совершенно новые вершины.

 Вы можете поддержать проект «Приморская высота»! По всем вопросам партнерства пишите на primdiscovery@gmail.com

Читайте нас, смотрите нас, поднимайтесь с нами!


Генеральный партнер проекта:

Стратегический партнер проекта:

Место свободно

Экипировочный партнер проекта:

Официальные партнеры проекта:

 

Специальные партнеры проекта:

Информационные партнеры проекта:

%d0%bc%d0%be%d1%8f-%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%82%d0%b0_%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%be