Обратная сторона Облачной: восхождение с севера по кедровому морю

Текст: Вадим Шкодин
Фото: Александр Хитров

Облачная… Название этой горы говорит само за себя. Самая высокая вершина Южного Сихотэ-Алиня (и 4-я по высоте вершина всего величественного хребта), вторая по росту в крае после Аника и самая высокая из «барсовой» десятки (норматив почетного знака «Приморский барс»). Этот каменистый горный пик подобрался к небесам намного ближе окружающих собратьев, за что и получил свое гордое и точное имя. И обрек себя быть одной из самых привлекательных для восходителей вершин края. Участники PrimDiscovery и думать не смели обойти эту гору стороной (сделать это в буквальном смысле еще нужно постараться). Напротив, в наш список Облачная попала одной из первых. Проходя одну гору за другой, мы терпеливо ждали свидания с той, которая венчает список «Приморского барса». И, наконец, дождались.

Вершина: Облачная (1854 м).
Место расположения: Чугуевский район.
Варианты подъема: основных два — южный и западный. Мы использовали третий – северный – вариант маршрута, по которому практически не ходят.
Маршрут: по заросшему кедровым стлаником останцевому хребту с северной стороны.
Длина маршрута: от лагеря до вершины — примерно 14 км.
Набор высоты: около 1200 метров.

Как добраться из Владивостока:
– на автомобиле двигаться по федеральной трассе М-60, повернуть на Арсеньев и далее – в Чугуевский район до кордона в селе Ясное. От кордона по дороге – насколько хватит проходимости авто – и до вершины пешком через ключи Березняки или Глухой (южный и западный маршруты);
– на автомобиле в сторону Лазо, после Сергеевки поворот на Молчановку и по грунтовой дороге в сторону Медвежьего Кута. Далее нужно ехать через Верхнюю Бреевку в сторону Извилинки, а от нее – в сторону Березовки. В районе ключа Правая речка поворот направо на лесовозную дорогу и движение по ней, сколько получится проехать и далее пешком до вершины (северный маршрут).

Команда PrimDiscovery: Александр Хитров, Вадим Шкодин, Дарья Червова.
Другие участники похода: Артем (водитель), Дмитрий (проводник), Маргарита, Михаил и Любовь.
Даты: 17-18 июня (два дня, одна ночь).

Не сказать, что к Облачной мы готовились как-то по-особенному. Все хлопоты по проработке маршрута и организации транспорта легли на плечи бывалого походника Димы, вызвавшегося быть проводником в предстоящем походе. Нам же оставалось только набрать людей в команду. На удивление, в этот раз состав сформировался очень быстро. И такой, что прям загляденье!

Первая наша спутница Рита – без пяти минут магистр проектного менеджмента и кудесница гальванопластики. Используя известную только ей (и еще от силы десятку людей в мире) технологию, она «одевает» в металлы (медь и серебро) разные листики, орешки и веточки. В домашней мини-лаборатории Риты дни и ночи напролет бурлят химические процессы. В результате всего этого колдовства природные материалы превращаются в изумительной красоты украшения – подвески, серьги, брелки. А еще Рита очень веселая и остроумная.

Супругов Мишу и Любу судьба свела на Камчатке, где она жила и создавала экотропы, а он служил на боевом корабле. Теперь они живут во Владивостоке, садят деревья в разных районах города и ведут экологическую страничку ВКонтакте. Восхищаются приморской природой не меньше, чем камчатской, и с искренним интересом стремятся познать ее. До встречи с нами на лекции в библиотеке «БУК» в “приморском” активе этой прекрасной пары был только поход на Пидан, что, впрочем, не помешало им откликнуться на наше предложение о совместном восхождении на одну из самых высоких вершин края. Кажется, они об этом не пожалели. Мы-то точно нет.

Проводник Дима и водитель Артем (именно он возил нас на штурм Лысой) давно работают в связке, организуя групповые походы к приморским вершинам. И пусть далеко не все выезды проходят гладко, ребята знают толк в своем деле, умеют обращаться с лебедкой и навигатором, и, что более важно, принимать непростые решения. С такой замечательной компанией команда PrimDiscovery и отправилась в свой очередной поход. Это был непростой, но очень интересный путь, полный неожиданных поворотов, непредвиденных сложностей, переиначенных планов – в общем, всего, что мы командно любим. А еще больше любим обо всем этом рассказывать. Пора это сделать.

***
Выезд из Владивостока, запланированный на четыре утра, чуть ли не впервые за весь проект не выбился из графика. Поочередно собрав участников похода с Луговой (меня и Риту), с Бородинской (Сашу и Дашу) и со Второй речки (Мишу и Любу) уже знакомый PrimDiscovery микрик помчал в сторону Лазо. Перекинувшись приветственными фразами и полусонными шутками, мы поочередно (а после и все вместе) отбывали досматривать прерванные ранним выездом сны. Долгая дорога впереди позволяла делать это без лишних зазрений совести. Изредка вырываемые из царства Морфея телефонным звонком или неприлично глубокой ямой на трассе Партизанск-Новая Москва, успокоив любимых или крепко ругнувшись в адрес дорожников, мы снова возвращались в него.

Особенно я, так и не решившийся лечь спать накануне похода, опасаясь проспать выезд. Очнуться от сна заставляли не только дорожные ямы и телефонные звонки. Уже было светло, когда истошный крик кого-то из моих спутников снова вернул меня в реальность. «Олень! Олень!», – пронеслось по салону микрика. Открыв глаза, я увидел у обочины грациозную молодую косулю. Не дожидаясь, пока наш транспорт приблизится к ней, косуля резво нырнула в лесную чащу. «Беги, беги скорее от дороги, – подумал я. – В этих местах такие вылазки смертельно опасны».

Проехав Сергеевку, мы вскоре свернули на грунтовую дорогу, ведущую в отдаленные села Чугуевского района. Оставив позади Молчановку, микрик увозил нас в направлении Медвежьего Кута. Утренняя дымка, замеченная мной над сопками у ущелья Дарданелл, ушла вместе с утром, и в полдень мы вкатывались под палящее июньское солнце в ясном небе.
Проехав Медвежий Кут, Верхнюю Бреевку и Извилинку, мы километр за километром продвигались к началу финального отрезка автомобильного пути – лесовозной дороге у ключа Правая речка. То место, до которого нам удастся проехать по ней, и должно было стать отправной точкой пешеходного маршрута на Облачную. Тут стоит сказать, что выбранный маршрут как таковым маршрутом не считается. Проще говоря, этим путем ходили единицы из самых отъявленных туристов. Классические маршруты на гору пролегают с противоположной южной стороны, к ним ведут совсем другие дороги. Почему по ним не поехали мы, спросите вы, почему не пошли классикой?

Все дело в том, что накануне похода знатоки-туристы, бывавшие здесь незадолго до нас, сообщили, что из-за обильных дождей местные реки вышли из берегов и отрезали дорогу к южным маршрутам. Не решившись испытывать судьбу, мы выбрали поход через север. Оставалось только попытаться проехать как можно ближе к подножью горы.

Проехать получилось совсем немного. Первый же брод ключа Правая Речка оказался не по силам нашему транспорту. Потоки воды успели проникнуть в салон микроавтобуса, пока бесценная лебедка вызволяла его из бурлящего ключа. Кое-как вернув транспорт на сушу, мы стали думать, что делать дальше. У ключа обнаружилась симпатичная ровная полянка с хорошим запасом дров – артефакта некогда лютовавшей здесь обильной лесозаготовки. Здесь и решили разбить лагерь, а на вершину пойти налегке после небольшого обеда. Других вариантов не проглядывалось – единственный путь дальше для автомобиля был отрезан полноводным ключом.

Пока раскладывали палатки, планы снова поменялись. Местные жители, подъехавшие к ключу на небольшом грузовичке, заверили нас, что дальше мы не то что не проедем – не пройдем даже. Около 40 км пути и бесчисленное количество бродов – такой безрадостный маршрут на гору обрисовал экипаж грузовика. Стало ясно, что вернуться засветло не удастся. Стрелки часов отсчитывали третий час дня. Было решено, что вся группа стартует к горе ночью, а после обеда несколько человек отправятся на разведку дальнейшей дороги.

В 15.10 Саша, Дима, Артем и я выдвинулись в путь. За злополучным ключом дорога уходила налево и была довольно сносной для езды. То тут, то там мы видели следы изюбря, по всей видимости, даже не одного. Полуденная жара шла на спад, но бойкий шаг прошибал пот. Что рассказать вам об этой дороге? Огромные кучи древесных остатков, тянущиеся вдоль дороги на сотни метров, свидетельствовуют о том, что когда-то здесь велась масштабная лесозаготовка. Об этом же говорят многочисленные волоки, прорезающие лесистые склоны окрестных сопок. Сваленная как попало, почерневшая от времени неделовая древесина могла бы десяток лет отапливать целый поселок, но вместо этого гниет здесь забытая и никому не нужная.

Вдоль дороги, а иногда и прямо по ней протекают несколько ручьев, питаемые скатывающимися со склонов потоками дождевой воды. Отдельные водные артерии весьма живописны, их непрерывное журчание вносило особый колорит в продвижении к подножью. А вот чего-чего, а непроходимых бродов, обещанных советчиками, мы так и не обнаружили (если, конечно, не имелась в виду та пара ручейков, которые пришлось переступить). Лишь несколько поваленных на дорогу деревьев могли бы помешать нашему микрику проехать здесь, и то, по заверению Артема, он бы нашел способ преодолеть эти преграды.

Через два часа после выхода наша троица (Артем на полпути повернул обратно в лагерь) вышла к точке, откуда была видна гора. Стоит сказать, что Облачная поражает своими габаритами даже на значительном расстоянии. Острая верхушка пика делает ее похожей на классическую гору. Навигатор уверял, что до вершины еще порядка 7 километров, и здесь мы решили повернуть обратно.

Путь в лагерь занял чуть больше часа. Там уже ждал ужин, приготовленный заботливыми спутниками. Усталость отразилась на настроении, а осознание, что совсем скоро нужно снова пройти столько же и еще неизвестно, сколько впереди, удручало. Не казались счастливыми и мои недавние спутники по разведке, наверняка испытывавшие те же самые чувства.

Но после ужина настроение в лагере резко изменилось. Приглядевшись к казавшемуся непреодолимым ключу и обнаружив его самое мелкое место, мы принялись за работу. С помощью лопаты обрывистый берег постепенно стал пологим, глубокую яму у подъезда к нему заложили камнями и бревнами, множество камней отправились и в сам ключ. Оптимизм и труд были вознаграждены – со второй попытки под всеобщее ликование микрик преодолел ключ по подготовленной переправе.

После посиделок у костра и чая разошлись по палаткам. Выезд отложили на четыре утра.

Было уже почти шесть, когда микроавтобус повез нас по еще вчера казавшейся недоступной дороге. Еще вчера мы планировали в это самое время уже быть на хребте, откуда увидели вершину. Но сегодня эта задержка уже не виделась такой страшной, как вчера. Автомобиль последовательно оставлял позади километры дороги, экономя наши силы. Пока я досматривал сны, ребята с помощью обычной ножовки и лебедки благополучно пропилили несколько бревен, преградивших путь. Затем уже вместе мы долго пробивались через последнюю преграду из двух берез и ели, какой-то неведомой силой вырванных вместе с корнями и упавших на дорогу. Пусть не сразу, но и эта преграда была ликвидирована, и мы двинулись дальше.

Дорога позволила проехать порядка 6 из 7 км, которые успели пройти вчера. Закинув на спины рюкзаки с перекусами и водой, мы направились по тропе. До уже знакомого хребта дошли за каких-то полчаса и не тратя времени двинулись дальше. Через еще 30 минут дошли до его высшей точки. Здесь дорога оборвалась, упершись в заброшенную лесосеку – было видно, что дальше лесорубы не пошли. Навигатор требовал повернуть налево, в лесную чащу. Перспектива сменить пусть и крутую, уходящую вверх, дорогу на непролазную лесную чащу с высокой травой и буреломом отнюдь не радовала, но деваться было некуда.

Дима, ведомый всезнающим навигатором, вел нас в известном одному ему направлении. Нужно сказать, что ощущение хаотичного блуждания по тайге продлилось недолго. Совсем скоро под ногами мелькнуло некое подобие тропы, вероятнее всего, звериной. Впрочем, были признаки и того, что по ней бродят не только звери. Например, уже кем-то заботливо прореженные заросли папоротника-орляка, представленного здесь в изобилии.

Мы шли и шли, то и дело перескакивая через массивные бревна, еле отбиваясь от надоедливой мошкары. Лесная тропинка все никак не кончалась, один массив сменялся другим, а ощущения набора высоты не было. И даже напротив, несколько раз мы ее явно теряли. Гора, изредка появляющаяся перед нами, не давала никакого ощущения приближения к себе. И когда уже начали закрадываться сомнения в правильности пути и компетенции проводника, мы очутились перед крутым склоном с резким подъемом. Предположение, что счастье близко, оправдалось — едва взобравшись на склон, мы обнаружили на его гребне добрый знак — заросли эндемичной для Сихотэ-Алиня микробиоты, похожей на можжевельник. Это говорило о том, что мы вступаем в субальпийский высотный пояс. И точно — пройдя еще немного вверх, мы буквально нырнули в сочно-зеленое море кедрового стланика, «омывающее» редкие скальные останцы хребта, ведущего к каменистой вершине.

«Зеленое море тайги» – это именно о том, что мы увидели, выйдя на хребет. Трепыхаемая порывами ветра пышная хвоя кустарников ходила ходуном по щекам хребта, вся эта шевелящаяся масса напомнила неспокойное море, накатывающее на одинокий риф. Завораживающая картина.

До вершины оставалось около полукилометра. Ее осязаемость вернула силы, запах хвои казался лучшим на свете. Но едва шагнув в эту зеленую массу, мы осознали, что эта безумная красота очень труднопроходима и травмоопасна. Опасность таили проемы между камнями, надежно замаскированные густой хвоей, останцевые скалы хребта нависали над глубокими обрывами, хрупкие камни рассыпались под руками и ногами. Спустя полчаса мы, испачканные в смоле с головы до ног, коллективно возненавидели эти заросли, несмотря на то, что ближе к вершине они стали не столь непроходимыми. На вершину вышли в 14.00 – на два часа раньше планируемого времени.

Что рассказать вам об одной из самых высоких вершин Сихотэ-Алиньского хребта? Пожалуй, что она не сильно отличается от менее высоких собратьев, на которых я успел побывать. Обещанную видимость до 30 км существенно ограничила повисшая над окрестными сопками дымка. В хорошую погоду отсюда можно увидеть другие «барсовые вершины» – горы Снежную, Голец, Сестру.

И все же, именно здесь, на высоте 1854 метра, испытываешь особенные ощущения. Прежде всего, от осознания, что стоишь на одной из самых высоких точек края, что подобрался так близко к облакам.

Сама вершина представляет из себя каменистое плато, которое венчает железный олимпийский факел, установленный здесь в 2013 году турклубом «Гринтур» в честь развития спорта и туризма в Приморском крае. Еще на вершине есть выложенное из камней в форме круга укрытие, напоминающее большой окоп. В нем можно спрятаться от ветра, чтобы немного отдохнуть и подкрепиться после непростого пути. Мы, кстати, так и сделали, чтобы через час с новыми силами отправиться в обратный путь.

Он запомнился все тем же стлаником, который я снова полюбил, великолепной красоты цветами рододендрона золотистого, листьями бадана. Запомнился кедровым эфиром, разбавляющим вдыхаемый воздух, и молочными шишками стланика, которые Рита и Люба собирали для приготовления варенья (и такое, оказывается, бывает). Запомнился кусочком не оскверненной человеком удивительной природы, оставшейся такой благодаря своей труднодоступности.

До машины добрались за 4 часа, жутко уставшие, но безумно довольные совершенным восхождением.

По дороге в лагерь в окне микрика то и дело мелькали уже знакомые древесные свалки, волоки, высохшие от выветривания ели. Сюда человек, увы, добрался.

Добравшись до лагеря, готовили ужин и чай, делились накопленными за день впечатлениями. Назавтра нас ждал еще один поход — на гору Голец. Но это уже совсем другая история (читайте об этом в следующий понедельник, 03 июля).


Больше фотографий с похода смотрите в наших социальных сетях:


О проекте:

В течение года мы поочередно покорим 20 вершин, среди которых как хорошо известные многим приморцам популярные горы: Пидан, Фалаза, Чандалаз, Воробей, Ольховая и другие, так и совершенно новые, еще не видевшие массового туриста высоты.Все они будут досконально изучены, отфотографированы и описаны нашей творческой командой. Мы расскажем, как с минимальными затратами сил, времени и денег и при этом безопасно покорять желанные вершины. Покажем, для чего нужно их покорить, укажем безопасный путь к каждой. Поможем выполнить норматив почетного звания «Приморского барса» — покорителя 10 главных вершин края. Откроем совершенно новые вершины.

 Вы можете поддержать проект «Приморская высота»! По всем вопросам партнерства пишите на primdiscovery@gmail.com

Читайте нас, смотрите нас, поднимайтесь с нами!

Генеральный партнер проекта:

Стратегический партнер проекта:

Экипировочный партнер проекта:

Официальные партнеры проекта:

 

Специальные партнеры проекта:

   

Информационные партнеры проекта:

%d0%bc%d0%be%d1%8f-%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%82%d0%b0_%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%be